Вежливость

«Система педагогической работы по воспитанию у детей этикета».

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду.

Механизм формирования в дошкольном учреждении культуры поведения у де­тей можно выразить следующим образом: [самовоспитание педагога] + [личный пример взрослого] + [позитивный настрой детей] + [этические беседы с воспи­танниками] + [использование режимных моментов жизни детского сада] + [создание воспитывающих ситуаций] + [нравственно-этикетные игры] + [специальные занятия по этикету] + [участие родителей в воспитании культуры поведения у ребенка] = [желание ребенка поступать в соот­ветствии с правилами этикета]. Так происходит позитив­ное воздействие взрослого человека, педагога и родителя, на ребенка.

Обучение состоит из двух этапов, наличие которых объясняется психовозрастными особенностями дошкольни­ка. На первом этапе, в младшем дошкольном возрасте, вос­питатель дает детям первичные представления о поведенче­ских правилах. Он сообщает им о том, как следует поступать в ситуациях, в которых они постоянно оказываются, а имен­но: здороваться при встрече, говорить слова «спасибо» и «пожалуйста», обращаться к ребятам по именам, мыть лицо и руки, быть опрятным, не сорить и т. д. Эти моменты мы отразили в занятии «Все начинается с «Волшебных слов». Для дошкольника этого возраста достаточно слова воспитателя, подкрепленного детским доверительным отношением к нему, сформирован­ными в семейном кругу нравственными установками, вос­приятием мира как четкого проявления «хорошего» и «пло­хого» и, конечно, примером поведения самого воспитателя и других взрослых. В младшем возрасте мы использовали больше игровых методов. Это и введение игровых персонажей Мойдодыра, Незнайки, кота Леопольда, и постоянное использование наглядности. (Демонстрация наглядности).  Но и в старшем возрасте мы считаем, что необходимо ввести героев, таких как Фея Вежливости, принц Этикета, для объединения разделов этикета и т.к. дети замечания и советы полюбившегося героя не воспринимают как нравоучения и придирки, а реагируют на них более мягко и адекватно. Связь слова воспитателя и поведения взрослых людей создает у младшего дошкольника уверен­ность в прочности и правильности окружающего мира. Млад­шие дошкольники искренне признают необходимость соблю­дения правил поведения, но в трудных ситуациях могут отступать от этих правил, что свидетельствует о допущенных в воспитании ошибках. Они не способны увидеть связи пове­дения человека и отношения к нему окружающих людей, их настроения и настроя на общение. Им недоступен анализ соб­ственного поведения и критическое отношение к себе.

В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение эталонов поведения, что дает ребенку возможность проана­лизировать поведение в соответствии с общественными об­разцами. Дети оценивают себя в сравнении с другими людьми. На втором этапе, в старшем дошкольном возрасте, вводится понятие об этике­те, базирующееся на знании правил поведения, понимании их взаимосвязи, нравственной и эстетической основы. Формирование основ культуры поведения у детей проходит в процессе усвоения ими основных правил этикета. Обуче­ние каждому правилу проводится по своеобразному циклу, включающему четыре стадии:

· знание этикетного правила;

· осознание его разумности и необходимости;

· умение применять его практически;

· эмоциональное переживание от его выполнения.

(Схема цикла, обучения каждому правилу)

Первая стадия, вводящая правило поведения в жизнь дошкольника, является базовой, однако знание правила не всегда обеспечивает его выполнение. Последующие стадии, способствующие введению правила в сознание как необходимого для установления доброжела­тельных отношений людей, неоднократному проигрыванию и выполнению действия, эмоциональному переживанию, ко­торое включает как радость от выполненного действия, а зна­чит, от умения строить себя и свои отношения с людьми, так и, наоборот, огорчение по поводу поведенческой неудачи.

Формируя культуру поведения, воспитатель применяет различные методы. К первой группе методов мы относим методы, которые способствуют осуществлению ребенком правильных поведенческих действий: приучение, упражнение, воспитывающие (провокационные) ситуации. Вводятся схемы, например: схемы сервировки, схемы разговора по телефону. (показ схем).

Ко второй группе методов мы относим методы, которые активизируют позитивные действия ребенка или предосте­регают его от негативных поступков: пример для подражания, поощрение, наказание.

Разнообразие третьей группы методов – словесных – помогает осознанному изучению поведенческих правил: рассказ, разъяснение, беседа. Но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации, о чем предупреждал В. Г. Белинский: «Главное дело, как можно меньше сентенций, нравоучений и ре­зонерства: их не любят и взрослые, а дети просто ненави­дят. Они хотят в вас видеть друга, а не наставника, требу­ют от вас наслаждения, а не скуки, рассказов, а не поучений».

Обучение детей правилам, этикета должно вес­тись системно и продуманно, так как оно влияет на воспитание души ребенка, на выработку им собственной тактики поведения, которая может быть успешной или, наоборот, приносить неудачи. С каждым этапом раздела после ознакомления идет практическое закрепление полученных знаний. Обучая дошкольников правилам этикета, мы не только формируем у них культуру поведения, но и решаем основ­ные задачи развития речи дошкольника, а именно: воспитываем звуковую культуру речи, контроль при правильном произношении, проводим словарную работу, обогащение идет за счет знакомство с новыми терминами, формируем грамматический строй речи, закрепление введенных форм обращения, общения по телефону и т.д.,  связность при  построении развёрнутого  рассказа, при разборе разнообразных ситуаций.

Обучение правилам этикета происходит при соблюде­нии таких дидактических принципов, как наглядность, систематичность, прочность обучения, а также опора на активность и сознательность детей, учет их индивидуаль­ного развития.

В младшей и средней группах воспитатель подготавли­вает обучение детей правилам этикета. Приучает младших дошкольников к совместной игровой и трудовой деятель­ности в детском коллективе. Вводит в их жизнь простей­шие трудовые действия по самообслуживанию, воспитыва­ет культурно-гигиенические навыки, (добиваясь от детей опрятности и аккуратности во внешнем облике и в быту), отрабатывает навыки культуры еды, которое происходит не только на занятиях по этикету, но и в повседневной жизни, а так же дома. Проводит работу по формированию у детей навыков вежливого общения и поведения, которые проявляются как в дошкольном учреждении, так и за его пределами.

В средней группе воспитатель уделяет большое внима­ние формированию у детей уважения к взрослым людям как близкого, так и дальнего окружения, культуры обще­ния с ними, воспитанию бережного отношения к игруш­кам, книгам, предметам, учебным пособиям. Развивает в детях способность чувствовать состояние других людей, со­переживать им, осознавать необходимость вежливого пове­дения. Следует обратить внимание на употребление детьми форм вежливого обращения: нужно чтобы эти формы не выполнялись формально, а основывались на потребности ребенка, для этого мы использовали разнообразные игровые ситуации. Дошкольник 4—5 лет способен осознавать свои негативные поступки, то, что он обидел товарища, огорчил маму, доставил близким людям неприятность. Возможно привлечение детей к наблюдению за поступками товари­щей, воспитание негативного отношения к проступкам и позитивного — к действиям, которые дети пятого года жизни называют «хорошими» и «красивыми». Идет актив­ная педагогическая работа, побуждающая детей к проявле­нию таких нравственных качеств, как доброжелатель­ность, отзывчивость, готовность помочь товарищу. Расширение трудовой деятельности дошкольников, напри­мер введение дежурства в группе, строится на формирова­нии у них ответственности за порученное дело, стремлении к согласованности действий, желании выполнить свое дело как можно лучше, чтобы совершить поступок, приятный товарищам, воспитателю, родителям. Дежурство по столо­вой способствует отработке навыков сервировки стола.

В старшей и подготовительной группах педаго­гическая работа по воспитанию у детей культуры, поведения ведется на основе обучения их правилам этикета. (Демонстрация правил поведения). Дети могут четко перечислить правила поведения для каждой конкретной ситуации: правила поведения в гостях, в транспорте, в общественном месте, правила разговора по телефону, правила сервировки стола.

Нравственное воспитание, в основе которого лежит вос­питание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателям, осознанного стремления порадо­вать окружающих хорошими поступками, желания быть полезным для людей, является фундаментом для обучения правилам этикета, что в дальнейшей жизни поможет детям войти в социум и стать полноценным его членом, т.к. взаимоотношения в обществе регулируется определенными правилами и нормами (сфера общения в общественных местах, в рабочей обстановке и т.д.).  Воспитатель вводит в сознание детей, что соблюдение человеком этих правил показывает другим людям его хорошее, доброжелательное и уважительное к ним отношение.

В старшей группе формируются дружеские взаимоот­ношения, отрабатывается привычка играть вместе и друж­но, подчиняться общим интересам, требованиям взрослого и установленным правилам поведения. Поэтому в старшем возрасте вводится раздел «этикет межличностных отношений».

В подготовительной группе происходит углубление и расширение поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее. Углубление происходит по линии воспитания мо­ральных чувств в отношении к людям, их деятельности, взглядам и интересам. Поскольку у шестилетнего ребенка моральные переживания проявляются достаточно сильно и связаны с оценкой как своих, так и чужих поступков, не­обходимо учить их обобщению, показывать им взаимо­связь нравственного отношения, этикетного правила и практического действия.

Для лучшей ориентировки в том, к чему следует стре­миться в воспитании у ребенка дошкольного возраста культуры поведения, в которой проявляется его нравствен­ный потенциал, и, прежде всего, любовь к людям из близко­го и дальнего окружения, к миру и жизни вообще, педагог и родитель могут руководствоваться следующими основны­ми положениями.

Ребенок старшего дошкольного возраста знает, что люди создали этикет — порядок поведения, ко­торый помогает поддерживать друг с другом, хоро­шие, добрые отношения. Человек, соблюдающий эти­кет, приятен и интересен окружающим, у него много друзей, его любят родные. Хорошо воспитанный человек всегда придерживается правил этикета в своем поведении. Ребенок убежден, что главное достоинство человека — лю­бовь и уважение к людям. Соблюдение правил этикета поз­воляет ему демонстрировать эти качества по отношению к окружающим людям. Одно из главных нравственных пра­вил, лежащих в основе этикета: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Главным содержанием занятий по основам этикета яв­ляются поведенческие правила, подкрепленные этически­ми и эстетическими нормами. В такие занятия можно включить беседы, игры, театрализованные представления, праздничные досуги, встречи с интересными людьми, при­глашение родителей, экскурсии, посещения театра, музея, кафе, библиотеки и т.п. — все это создает условия для наи­лучшего усвоения детьми принятого в обществе порядка поведения и освобождает от излишнего умственного напря­жения. Непроизвольная, свободная форма занятия, отвеча­ющая особенностям детей группы, педагогическому подхо­ду воспитателя и задачам, которые он ставит перед собой и детьми, а также возможностям детского сада, дает возмож­ность творчески, ярко, красочно и интересно обучать детей правилам человеческого общения, при этом, исключая перенасыщенность детсадовского дня дошкольника орга­низованными занятиями. Вместе с тем занятие дисципли­нирует детей, направляет их умственную деятельность в нужном направлении. Дети осознают значимость правил этикета, поскольку видят, что ими, как и развитием речи или математикой, надо «заниматься».

Особую роль в занятиях поведенческого характера игра­ют практические упражнения, игровые ситуации и игры, практические упражнения помогают технически отрабо­тать тот или иной поведенческий навык, например: усту­пить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т. п.

Содержание занятий по этикету способствует укреплению в ребенке нравственных основ, среди которых, как отмечал В. А. Сухомлинский, одно из первейших мест занимает ответственность человека за че­ловека.

Поскольку дошкольникам свойственно наглядно-образ­ное мышление, обучение правилам этикета желательно проводить при использовании картин, книжных иллюстра­ций, дидактических пособий.

Воспитание культуры поведения у детей предполагает совместную ра­боту воспитателя и родителей: воспитатель, как професси­онал, дает ориентиры формирования этикетного пове­дения, родители ежедневно практически организуют, контролируют, поправляют деятельность ребенка по само­воспитанию.  Для этого в родительском уголке, в виде статьи, выставляется содержание той темы, с которой знакомятся дети. Воспитатель больше работает с коллективом детей, родители — с отдельным ребенком. Каждый участ­ник совместно осуществляемого педагогического процесса необходим и равен другому участнику.

Взаимодействие воспитателя и родителей сущес­твенно обогащает как участников этого процесса, так и сам воспитательный процесс, направленный на ребенка.

Разрабатывая план занятий по этикету, мы учитывали особенности группы: количество мальчиков и дево­чек, возраст детей, социальная при­надлежность, материальное положение и т. д. В зависимости от характера детской группы, а также отведенного количест­ва времени, потребностей детей мы определяем те или иные темы занятий, формы и виды воспитательной работы. На наш взгляд, начинать следует с вопросов речевого этикета или культуры внешнего вида, а заканчивать ознакомлением с правилами семейного этикета, требующего большей откро­венности и открытости детей. Иными словами,  сначала необходимо обрести доверие детей и только потом тактично и бережно обратиться к вопросам обучающего характера. 

8 февраля 2017 в 20:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.